Термины «селективная» и «нишевая» в отношении парфюмерии часто используются в качестве синонимов, хотя это не совсем правильно.
«Ниша» (с фр. la niche – «ниша, ячейка») представляет собой очень узкий сегмент продукции, который не соответствует общепринятым потребительским требованиям. Это творчество в чистом виде, полет фантазии мастера. Подобные запахи всегда имеют концепцию, историю или легенду, объясняющую для кого и зачем они были созданы.
Минималистичный, простой дизайн флаконов, свойственный нишевому парфюму, дает понять: то, что снаружи — лишь оболочка, которая не должна отвлекать от внутреннего содержимого. Нетипичная, порой эпатажная и абсурдная ольфакторная пирамида, а также сложности производства делают «нишу» еще более желанной для покупателей.
Селективные ароматы (с фр. le selectif — «особенный») являются подвидом нишевой парфюмерии. Обычно это дорогие, избранные линейки духов, которые призваны удивлять качеством и глубоким звучанием. Селективы достаточно креативны, выпускаются ограниченными партиями из ценных, редких ингредиентов, вместе с тем они часто представляют собой новое прочтение и оформление привычных основных нот.
Грань между «нишей» и селективом настолько тонка, что отличить их друг от друга иногда бывает непросто. Селективный парфюм, созданный для роскоши, может перейти в «нишу», а нишевая композиция — стать более продаваемой, если ее характеристики удовлетворят широкий круг поклонников.
Как появились селективные ароматы
В 1976 году Жан-Франсуа Лапорт, основатель французского дома L’Artisan Parfumeur, представил миру свою авторскую композицию Mure et Musc, которая шла наперекор всем парфюмерным правилам и традициям. Революционное сочетание мускуса и ежевики, создающее ассоциацию с ягодами, нагретыми летним солнцем в саду, принято считать первым селективом в истории ароматов.
Чем пахнут нишевые парфюмы
Нишевые композиции не стремятся понравиться, поэтому среди этой категории можно найти самые смелые и провокационные сочетания с нестандартными нотами. Только «ниша» может удивить запахами кожаного портфеля, старых книг, шампиньонов, трюфелей, типографской краски, мокрой земли, свежего белья, шампанского и т.д. В силу своей оригинальности некоторые ароматы бывает сложно понять: иногда они могут показаться даже отталкивающими, однако нишевый сегмент заслуживает того, чтобы отнестись к нему внимательней.
Ольфакторная пирамида ароматов «не для всех» имеет сложную структуру, тем не менее, все ноты гармонично сочетаются между собой, переплетаются и переходят одна в другую, не оставляя ощущения хаоса или случайной комбинации.
Особенности нишевых ароматов
Продукт, относящийся к классу селективной или нишевой парфюмерии, обладает определенными характеристиками, которые отличают его от люкса и масс-маркета. Эти признаки касаются не только содержимого флакона, но и многих других аспектов, таких как упаковка и реклама:
- большинство авторских композиций не имеют гендерной привязки. Они в равной степени предназначаются как женщинам, так и мужчинам;
- в составе ольфакторной пирамиды крайне редко можно встретить цветочные акценты — их сочетание считается стандартной схемой, которая не внесла ничего нового в парфюмерный рынок с середины XX века. Предпочтение отдается древесным, водянисто-свежим, мускусным аккордам, нотам экзотических фруктов;
- для создания композиции обычно используются редкие, дорогостоящие натуральные ингредиенты, однако некоторые нишевые ароматы содержат исключительно синтетические ноты;
- флакон аромата является продолжением идеи автора. Обычно он имеет простое и строгое оформление, заставляющее сосредоточиться на внутреннем содержимом. Однако не все парфюмерные мастера придерживаются этого правила: некоторые селективы разливаются в концептуальные флаконы со сложным дизайном, украшенные драгоценными металлами, камнями, редкими сортами дерева;
- нишевый парфюм не выпускается большими партиями, поскольку он не рассчитан на большую аудиторию. Ограниченный тираж делают такие ароматы еще более эксклюзивными и желанными.
Нишевая и селективная парфюмерия — произведение искусства, отдушина для коллекционеров и знатоков. Как и любое творчество, «ниша» не может нравиться абсолютно всем, прежде всего это отражение вашей индивидуальности и способ самовыражения.
Аромадиффузоры с бамбуковыми палочками